Если Вы думаете, что мода на все итальянское появилась в недавнее время, то ошибаетесь. Эта история имеет многовековую традицию. Посмотрите на памятники древнерусской архитектуры, на Московский Кремль, на застройку Санкт-Петербурга! Повсюду встречаем знакомые очертания зданий, виденных нами в путешествиях по дивной Италии или запечатленные на холстах, бумаге, стенах рукой художников, в том числе, отечественных.
Вполне естественно, что и мебель, изготовленная в этой благодатной стране, наполняла интерьеры предков, а русские мастера с удовольствием копировали или стилизовали ее, стараясь угодить взыскательному покупателю.
Примером такой русской мебели, выполненной на итальянский манер являются парные мягкие ореховые кресла с трапециевидными спинками и сиденьем, обитыми кожей. В качестве опор подлокотников они имеют скульптурные изображения мужских фигур в средневековых нарядах.
В месте соединения подлокотника и рамы спинки находится скульптурное изображение лежащего Пана.
Виртуозно обработанная поверхность орехового дерева, сверкающая отблесками, придает живописность и усиливает выразительность скульптур, объединенных в общую композицию. Эти роскошные вещи изготовлены на одной из самых знаменитых отечественных фабрик — московской фабрике П.А. Шмита на рубеже XIX-XX вв., что подтверждается клеймом известного производителя.
Эта фабрика – семейное мебельное производство, одно из старейших в стране, открытое в 1817 году и ставшее к концу XIX века наиболее значимым в России. Она выпускала предметы обстановки для состоятельных и образованных слоев русского общества. Нередко предметы мебели на этой фабрике выполнялись по индивидуальному заказу, часто весьма прихотливому и сложному. Например, известно сотрудничество фабрики с архитектором Ф.О. Шехтелем, размещавшем здесь свои заказы на создание мебели для интерьеров домов, создаваемых по его проектам. В числе прочего к изделиям фабрики относятся и три коронационных кресла 1896 г., предназначавшихся для Андреевского зала Большого Кремлевского дворца, ныне входящие в собрание ГМЗ «Петергоф» и «Гатчина». Продукция фабрики Шмита отличалась высокой техникой исполнения и декора.
Художественное решение кресел выполнено в стиле барокко и воспроизводит аналог, созданный по проекту Андреа Брустолон (1662-1732 гг.) из самшита в 1690-х гг. Работы знаменитого итальянского резчика и мебельщика были необычайно популярны в Европе благодаря выразительности и богатству отделки. Однако русский вариант отличается превосходящим размерами, величественностью пропорций и, по нашему мнению, большим удобством благодаря широкому сиденью, создающему достаточную дистанцию между скульптурами. Такая отечественная трактовка созвучна словам А.С. Пушкина:
Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,А мы ревем речитатив.